Спойлер или антикрыло?

Как гласит известная пословица, плясать следует от печки. В нашем случае - от определения. Рассуждая о тюнинге, очень многие имеют в виду только и исключительно изыски покраски и тонировки. Но всевозможные изменения базового цвета автомобиля или мотоцикла, нанесение рисунка или тонировка стёкол - это ещё не тюнинг. Тюнинг - это доработка машины во всех смыслах, которая может осуществляться как заводом-изготовителем, так и другими специалистами. Качественный тюнинг предусматривает принципиальное изменение характеристик автомобиля, может придавать агрегату дополнительную мощность, маневренность, улучшать аэродинамику.

Более продвинутые автомобилисты, из тех, кто хорошо понимает разницу между тюнингом и косметическими манипуляциями, в девяти случаях из десяти начинают с того, что устанавливают на автомобиль так называемый спойлер - хоть на Mitsubishi Lancer, а хоть на ВАЗ-2101, не слишком задумываясь, нужен ли "копейке" этот самый спойлер. Да и что это вообще такое? Многие, не долго думая, отвечают: "спойлер - это антикрыло. Чтоб автомобиль не взлетал". Но такое утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. А между тем "усовершенствованных" машин кругом - всё больше и больше.

Путаница в умах

На автомобильных форумах на вопрос о том, что такое спойлер, что такое антикрыло и зачем нужны эти элементы, можно встретить, например, такой ответ:

"Спойлер непосредственно крепится к кузову автомобиля, будь то капот, крылья, бампера или багажник. Антикрыло находится на некотором удалении от кузова, например на кронштейнах (алюминиевое). Антикрыло "работает" только с прижимной силой (уменьшает или увеличивает ее). Спойлер же (от слова спойл - портить) может использоваться и для других задач (например - охлаждение, очистка поверхностей кузова от дорожной пыли и т.п.). Спойлер, кстати, обычно ухудшает аэродинамику".

Мнения, подобные этому, выглядят (особенно в печатном виде) достаточно весомыми - но, увы, тоже не отображают реальной картины. Потому что, как минимум, не спойлер, а антикрыло может ухудшать аэродинамику автомобиля! Впрочем, обо всём - по порядку.

По законам современной аэродинамики

Основным предназначением приспособления, известного под названием "антикрыло", является увеличение сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. То есть, фактически, придание машине максималной устойчивости. Те, кто увлекается автомобильным спортом и, в частности, историей авто-гонок, знают, что "отцом" антикрыла можно считать знаменитого пилота Джона Холла. Именно он на своём болиде впервые применил так называемое антикрыло, которое с тех пор получило широкое распространение и с успехом применяется не только на гоночных, но и на обычных автомобилях. Задача антикрыла - сделать так, чтобы поток воздуха, обтекающий кузов на скорости, прижимал автомобиль к земле. Поэтому антикрыло выполняется массивным и высоко выступает над кузовом. Иногда антикрыло крепится на сложных, порой даже соединёных подвижно кронштейнах. Возможно, именно эти заметные внешние особенности и легли в основу мифа о том, что антикрыло - это, так сказать, ни к чему не обязывающая деталь, а говоря уличным языком - "понты". Что ж, в случае с пресловутой "копейкой", если только в середине у неё не двигатель от Porsche, так оно и есть. Чтобы ВАЗ-2101 и ему подобные автомобили (в оригинальной комплектации) взлетел на трассе? Да у него таких скоростей не существует! А весит машинка прилично.

Но в случае с "дорожными хищниками", особенно это касается спортивных купе, и особенно - на трассе, где потоки воздуха от встречных грузовиков порой отбрасывают автомобиль в сторону, антикрыло очень полезно: оно прижимает машину к дороге и существенно повышает ее устойчивость. Интересный факт - пока Audi ТТ и Porsche Carrera не стали оснащать антикрыльями, водители этих марок имели массу проблем с управляемостью автомобиля!

"Испорченный" элемент

О том, что слово "спойлер" происходит от английского "to spoil" ("портить"), знают даже самые юные посетители автомобильных порталов и форумов. В отличие от своего "родственника", антикрыла, спойлер является аэтодинамическим элементом, который изменяет направление воздушного потока. В результате этого автомобиль получает определённое преимущество в движении. Фактически, задача спойлера - так "испортить" воздушный поток чтобы он оказывал как можно меньшее сопротивление движению машины. Цель тут, как нетрудно догадаться, одна - скорость! А подход, как видим, прямо противоположен идее антикрыла.

Спойлер никогда не крепится на подвижных кронштейнах, он представляет собой монолитную конструкцию и крепится на кузове неподвижно, а выступает невысоко. Неопытным водителям и хозяевам автомобилей, технические характеристики которых, мягко говоря, небезупречны, лучше воздержаться от использования этого аэродинамического элемента.